• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

    Вы здесь

    • Вы здесь:
    • Главная > Экспертное заключение по проекту Сороковой М.Г.

Экспертное заключение по проекту Сороковой М.Г.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы 
"МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"
 
Экспертное заключение
по проекту: "Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями" в рамках выполнения работ по Государственному контракту №05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г.
 

Проект «Разработка и апробация модели учебно - методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями» реализуется ФДО МГППУ с ноября 2014 года. Участники – 11 ВУЗов из 17 субъектов РФ.

В программу обучения по сетевому взаимодействию в весеннем семестре 2014/15 учебного года вошли, в частности, следующие дисциплины: общекультурный блок – Философия, общепрофессиональный блок – Педагогическая психология; специально-профессиональный блок – Методика проведения психологического тренинга.  Все эти дисциплины входят в Учебный план подготовки бакалавров по направлению 37.03.01 «Психология», профилю «Психологическая помощь населению с использованием дистанционных технологий», который реализуется на факультете Дистанционного обучения МГППУ.  При этом первые две дисциплины являются базовыми, а третья – дисциплиной по выбору вариативной части Учебного плана. 

Выбор данных дисциплин для обучения в сетевой форме, обоснован, на наш взгляд, следующими причинами. Все три дисциплины играют важную роль при подготовке бакалавров-психологов. Как известно, в основе педагогических и психологических теорий и подходов лежат определенные философские идеи, которые необходимо учитывать при их реализации, поэтому дисциплины Философия и Педагогическая психология имеют глубинную взаимосвязь. Преподавание их в дистанционной форме не только расширяет доступ к обучению для студентов с инвалидностью и ОВЗ из разных ВУЗов, но и позволяет им на собственном опыте познакомиться с преимуществами и ограничениями применения дистанционных технологий в обучении. Дисциплина «Методика преподавания психологического тренинга» носит практический характер, а ее изучение в дистанционном формате особенно удачно соответствует профилю подготовки на ФДО. 

В качестве дополнения к этому списку дисциплин мы могли бы предложить дисциплины «Математика и математическая статистика» и «Математические методы в психологии». Преподавание математических дисциплин психологам, а тем более, студентам с инвалидностью и ОВЗ, имеет свою специфику. Важно излагать материал ясно, в наглядной форме, на примерах и выбирать содержание, полезное для бакалавров-психологов. В МГППУ и, в частности, на факультете ДО, имеется большой опыт преподавания этих дисциплин в дистанционной форме с учетом данной специфики. 

Распределение дисциплин по 3-м группам на учебном портале http://edu.umcvpo.ru/ является обоснованным. Сам портал является реально действующим и удобным для пользования и студентам, и преподавателям.

На странице дисциплины «Философия» представлены следующие учебно-методические материалы: электронные учебники и учебные пособия, электронные ресурсы в сети Интернет, видеокурсы и аудиокурсы лекций, а также многочисленные ссылки на записи интернет-занятий, записи очных лекций и семинаров. Представлены также вопросы к семинарам, экзаменационные вопросы и задачи и программа дисциплины по ФГОС 3+. 

На странице дисциплины «Педагогическая психология»  имеется большое разнообразие учебников и учебных пособий в электронной форме, среди них: ЭУМК «Педагогическая психология» Б.Б. Айсмонтаса;  программа данного курса, учебное пособие, хрестоматия, сборник задач и упражнений, сборник схем и тестов того же автора, а также целый ряд пособий таких известных авторов, как Н.Ф. Талызина, И.Я. Зимняя, А.А. Реан, Н.В. Бордовская и др. Выложены все записи онлайн-занятий. 

Наконец, по «Методике проведения психологического тренинга» представлен основной учебник и несколько дополнительных учебных пособий в электронной форме, и снова целый ряд записей онлайн-занятий. 

Таким образом, насыщенность учебно-методическими материалами на страницах всех трех дисциплин является высокой. Поскольку они представлены в электронной форме, то они удобны для изучения, например, студентам с моторно-двигательными нарушениями и последствиями травм. Электронные учебники удобны для студентов с нарушениями слуха. Студенты с нарушениями зрения могут слушать записи онлайн-занятий и аудиолекции. На наш взгляд, для облегчения запоминания материала студентам всех нозологий полезны будут презентации лекций, которые желательно было бы добавить. 

В организационном плане факультет ДО, на наш взгляд, стабильно демонстрирует высокий уровень. На сайте факультета имеется электронное расписание, всегда составленное заблаговременно, со ссылками на соответствующие занятия. В назначенное время студент просто переходит по ссылке и попадает либо на трансляцию лекции, либо на интернет-семинар или практическое занятие, проводимое в форме  интернет-конференции. Записи онлайн-занятий выкладываются либо в электронный деканат, либо на страницу соответствующей дисциплины (см. выше). Кроме того, в указанные деканатом заранее сроки студенты проходят интернет-тестирование и выполняют домашние задания. Расписание зачетов и экзаменов, как в очной, так и в дистанционной форме, также своевременно доводится до сведения студентов и преподавателей.   

По нашему опыту, серьезной проблемой при обучении студентов с инвалидностью и ОВЗ являются их рентные настроения, неготовность студентов к систематическим интеллектуальным нагрузкам и самостоятельной работе.  В плане решения этой проблемы мы видим два основных пути: с одной стороны, это снижение требований студентов к ВУЗу до уровня реалистичных, и здесь необходимы беседы со студентами и родителями и разъяснения со стороны руководства, педагога-психолога и куратора, преподавателей конкретных дисциплин; с другой стороны, организация пропедевтических занятий по технике учения. Разумеется, все это не отменяет усилий ВУЗа по созданию доступной среды, но и ответственность студентов за качество своей подготовки должна расти.

Важным направлением работы на ФДО МГППУ, в том числе в рамках модели обучения по сетевому взаимодействию, является социализация студентов. ФДО систематически проводит много интересных мероприятий, в которых можно участвовать как очно, так и в дистанционном формате. Среди них назовем: Клуб английского языка, молодёжная конференция в Таганроге, Клуб общения, Шахматный турнир, экскурсии по Москве, походы в театр, встречи с интересными людьми, творческие  конкурсы городского уровня. Приведем два конкретных примера: интернет-семинар по профессиональному выгоранию и поездка на теплоходе по Москве реке. В обоих мероприятиях приняли участие большое количество студентов, а также их родители и преподаватели.   

Особенно хочется отметить курсы повышения квалификации для преподавателей «Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» в объеме 72 часов. В них приняли участие преподаватели ВУЗов и колледжей со всей страны: от Калининграда до Камчатки. Занятия проводились как в интернет-формате, так и очно.  В программу вошли лекции известных ученых об особенностях работы со студентами с инвалидностью и ОВЗ; учебно-интеллектуальная игра по выявлению проблем такой работы с точки зрения менеджеров, преподавателей, самих студентов и их родителей; посещение лаборатории технической поддержки обучения инвалидов по зрению; выступления инвалидов – учащихся, помощника ректора МГППУ, лектора-сотрудника ВОИ. Мы прошли подготовку по данной программе и подтверждаем ее высокую информативность, интересное разнообразное содержание и выраженный практико-ориентированный характер.

Учитывая вышеизложенное, результаты апробации  модели УМЦ обучения студентов с ОВЗ  по сетевому взаимодействию можно признать успешными. Мы бы рекомендовали шире вовлекать в дистанционное обучение студентов с ОВЗ из разных ВУЗов. Параллельно нужно продолжать разработку средств обучения: презентаций, электронных учебных пособий, программного обеспечения и пр. С целью информационной поддержки преподавателей, работающих по этой модели, и поиска новых кадров полезно было бы продолжить повышение квалификации в виде курсов и семинаров.  

 
Д.п.н., к.ф.-м.н., профессор кафедры
Прикладной математики ф-та Информационных
технологий Московского городского психолого-
педагогического университета
М.Г. Сорокова