• Follow Us:
Позвонить нам: +7 (495) 607-12-47
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОВЗ

    Вы здесь

    • Вы здесь:
    • Главная > Экспертное заключение по проекту Лехановой О.Л.

Экспертное заключение по проекту Лехановой О.Л.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Череповецкий государственный университет»
 
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по оценке результатов апробации модели учебно- методического центра 
по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ 
 в рамках  выполнения работ 
по Государственному контракту №  05.043.11.0044 от 14 ноября 2014 г. 
по проекту: «Разработка и апробация модели учебно - методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями»
 
1. Настоящее заключение подготовлено по результатам апробации модели учебно- методического центра по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ, осуществлённого на базе Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет».
 
2. Заключение подготовлено в рамках реализации соглашения о сотрудничестве по реализации проекта  «Разработка и апробация модели учебно-методического центра, обеспечивающего получение высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с различными нозологиями», заключённого между Государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской психолого-педагогический университет» и Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Череповецкий государственный университет» от 2 февраля 2015 г.
 
3. В апробации модели приняло участие 4 студента с инвалидностью, обучающихся в ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» на 1-2 курсах:
Фамилия, имя, отчество студента Направление подготовки (специальность) Нозология нарушения
Жданова 
Марина Леонидовна, 
1994 г.р.
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Профиль/специализация: «Психология и социальная педагогика» Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
Некрасов 
Никита 
Сергеевич, 
1996 г.р.
03.05.02 «Психология служебной деятельности» Профиль/специализация: «Морально-психологическое обеспечение служебной деятельности» Соматический профиль (онкологическое заболевание) 
Митякова Александра Владимировна, 
1994 г.р.
44.03.02 «Психолого-педагогическое образование» Профиль/специализация: «Психология и социальная педагогика» Соматический профиль (сахарный диабет) 
Никитинская 
Анна Анатольевна,
 1995 г.р.
050700.62«Специальное (дефектологическое) образование» Профиль/специализация: «Дошкольная дефектология» Нарушения опорно-двигательного аппарата (ДЦП)
 
4. В ходе апробации модели студентами изучались дисциплины: 
 - «Социальная психология» 
 - «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем» 
- «Нейрофизиология» 
 
5. Проект имеет неоспоримую актуальность и крайне полезен для формирования у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью общекультурных и профессиональных компетенций. Выбранные для обучения по сетевому взаимодействию дисциплины логично вписываются в осваиваемые студентами учебные планы и графики учебного процесса, соответствуют образовательной программе, на которой обучаются студенты, существенно расширяя границы осваиваемых студентами знаний, умений и навыков. Студенты получили возможность познакомиться с разными технологиями освоения учебных предметов, разными стилями и формами преподавания, приобрели опыт образовательного и рефлексивного взаимодействия со студентами и преподавателями других вузов. 
Помимо выбранных дисциплин считаем полезным и необходимым освоение студентами с ОВЗ и инвалидностью следующих предметов: «Введение в дистанционное обучение», «Методика работы с учебным текстом», «Психологическая безопасность субъекта образовательного процесса», «Психология жизнестойкости», «Технологии и методики самоорганизации». 
 
6. Распределение дисциплин на учебном портале http://edu.umcvpo.ru/ в три группы («Общекультурный блок», «Общепрофессиональный блок», «Специально-профессиональный блок») отвечает общей логике обучения. Важно и то, что на портале выделены блоки «Абитуриентам» и «Пропедевтические курсы». Такое распределение по блокам понятно, обоснованно и вполне соответствует общим традициям построения образовательной траектории. Однако, возможно следует предусмотреть возможность осуществлять иную группировку предлагаемых для освоения дисциплин. Вполне приемлемо дать посетителям учебного портала варианты для самостоятельной группировку предметов   (например, по годам обучения, по направлениям подготовки (специальностям) и профилям специализации, по преподавателям и пр.). Это позволит представить ресурсы портала более объёмном и детально. Полагаем также, что в общем доступе следует представить краткую аннотацию блоков и входящих в них дисциплин, а также краткую информацию о преподавателе, что облегчит навигацию по сайту и даст студентам с ОВЗ и инвалидностью возможность более осознано и мотивированно относиться к выбору дисциплин для обучения в рамках сетевой формы взаимодействия. 
 
7. Апробация модели учебно- методического центра  по обучению студентов с инвалидностью и ОВЗ показала, что разработчики проекта сумели максимально полно использовать ресурсы дистанционного  обучения, профессионально подошли к выбору материалов для освоения дисциплин, грамотно использовали возможности современных технологий, включив востребованные и актуальные  материалы в содержание осваиваемых студентами предметом.  Полноценные учебные материалы, видеокурсы лекций, видео – и аудио - записи  лекций,  хрестоматийные материалы,  занятия в он-лайн режиме с видеоподключением, обратной связью, мультимедийным м текстовым сопровождением позволили студентам с инвалидностью обучаться в комфортной среде, удобном для них режиме, доступном формате. Представленные методические рекомендации  стали навигатором по курсу и существенно облегчили процесс образовательной коммуникации  и самостоятельной работы. Вариативность подачи материала позволила студентам с разными нозологиями нарушения сделать процесс образования доступным, а сам процесс обучения – универсальным для разных групп обучающихся. 
 
8. Проведение интернет-занятий было выстроено по чёткому графику и заранее представленному расписанию. Студенты этот график имели возможность не только получить, но и синхронизировать с собственным графиком занятий. Тем не менее, некоторые студенты высказывали жалобы на неудобное время занятий, на трудности совмещения с основной учёбой. Учитывая, что обучение предполагало участие студентов не только из разных городов, но и из разных часовых поясов, представляется достаточно проблематичным выстраивание единого, удобного для всех графика. Однако видеозаписи  интернет-занятий, знакомство с прозвучавшими на занятии вопросами и ответами во многом компенсировало обозначенные студентами недостатки. В качестве пожелания и с  учётом специфики обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, вероятно следует использовать ресурсы не только сетевой связи с обучающимися (напоминание о предстоящих занятиях, рассылка заданий и пр.), но и возможности смс-оповещения с напоминаниями о времени очередной встречи. 
 
9. Учебный портал http://edu.umcvpo.ru/ имеет версию для слабовидящих, что позволяет комфортно работать с материалами лицам со зрительной патологией. Для лиц с нарушениями слуха текстовые материалы также вполне доступны. Также увеличивают доступность обучения предоставляемые материалы, видеокурсы и записи интернет-занятий. Можно рекомендовать для обучающихся с выраженными нарушениями зрения и слуха использовать ресурсы современного программного обеспечения (программы синтезатора речи, сурдофон и пр.),  индивидуального реабилитационного оборудования, а также возможности вузов-партнёров по сетевому обучению. В качестве проблемного поля в данном контексте следует обозначить необходимость указания на специальные условия и специальное оборудование для получения образования инвалидов в индивидуальной программе реабилитации (ИПР) инвалида.
 
10. В качестве основных проблем обучения можно указать на следующие трудности:
Основные проблемы обучения Пути решения проблем
неумение студентов с ОВЗ и инвалидностью обучаться в дистанционном формате
Освоение дисциплины «Введение в дистанционное обучение»
Курирование обучения представителями вуза-партнёра по сетевому обучению
Совпадение времени очных занятий и интернет-занятий Просмотр занятий в записи с обязательным выполнением проверочных  заданий
Пропуск занятий
Просмотр занятий в записи с обязательным выполнением проверочных  заданий 
Смс-напоминание о графике занятий
Обучение там-менеджменту и формирование навыков самоорганизации
Слабая профессиональная мотивация Довузовская работа с абитуриентами с ОВЗ и инвалидностью
 
11. В качестве положительного момента апробации модели следует указать на возможность участия студентов в социокультурных мероприятиях в интернет – формате. Студенты ЧГУ приняли участие в  молодёжной конференция в Таганроге, посещали Клуб общения, встречи с интересными людьми. Особый интерес вызвали встреча с Ником Вуйчичем и участие в интернет-конференции. Такой формат организации социокультурной жизни студентов с инвалидностью позволил обучающимся приобрести новый социальный опыт, дал им возможность быть более адаптированными, увеличил их реабилитационный потенциал. 
 
12. В качестве результатов апробации модели обучения студентов с ОВЗ  по сетевому взаимодействию можно указать на успешную сдачу студентами сессии, на повышение социальной активности обучающихся с инвалидностью, на более глубокое и осмысленное отношение к содержанию изучаемых дисциплин, на расширение социальных связей студентов и их ориентацию на саморазвитие и самообразование. В целом результаты учёбы и сдачи студентами экзаменационной сессии после участия в апробации модели УМЦ  по обучению студентов с инвалидностью улучшились, не было зафиксировано случаев неаттестации студентов. Все успешно справились с итоговой аттестацией по предметам, показали высокий уровень готовности, успешно освоили дисциплины и переведены на следующий курс без долгов. 
 
13. В целом опыт апробации модели  УМЦ обучения студентов с инвалидностью и ОВЗ позволяет констатировать увеличение доступности и повышения качества образования, формирование опыта сетевого взаимодействия с  использованием электронного образования и современных дистанционных образовательных технологий.  Проект имеет высокий образовательный и социальный потенциал, актуален для современного общества, нуждается в широком внедрении и тиражировании. 
 
10  августа  2015 г. 
Экспертное заключение подготовлено: 
кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры дефектологического образования, заместителем руководителя Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц (инклюзивного образования) ЧГУ Лехановой Ольгой Леонидовной
 
Экспертное заключение обсуждено и утверждено:
 - на заседании кафедры дефектологического образования Института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет» 28 августа 2015 г., протокол № 1.
 - на заседании совета Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц (инклюзивного образования) ЧГУ  19 августа 2015 г.
 
Заведующий кафедрой дефектологического образования, руководитель Ресурсного центра поддержки обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и работающих с этой категорией лиц (инклюзивного образования) ЧГУ, член экспертного совета при  Государственной Думе по специальному и инклюзивному образованию при Министерстве образования и науки Российской Федерации, доктор педагогических наук, профессор О.А. Денисова
 

К списку экспертных заключений